В двенадцать месяцев физическое развитие малыша отмечено обретением и закреплением у него основных навыков и умений: стоять, подниматься по ступенькам, держась за мамину руку, ходить самостоятельно или с помощью взрослых, выполнять различные движения и операции при помощи ручек и ножек, в которых он будет в дальнейшем набираться мастерства и совершенствоваться.
- Мелкая моторика пальчиков вашей крохи в 12 месяцев становится более развитой, чем раньше. Он способен гораздо лучше контролировать различные движения ручками, требующими ловкости, сноровки и координации движений. Возьмите для упражнения мячики разной фактуры и размеров: резиновые с пупырышками, гладкие, мягкие с наполнителями (с шариками, песочком или колокольчиками внутри). Посадите ребенка перед собой и бросайте ему мячик, предварительно показывая как нужно держать ручки наготове, чтобы поймать игрушку. Научите его, как можно бросать мяч с замахом, чтобы он улетал далеко, или чтобы вы могли его поймать.
- Если ваш малыш еще не умеет самостоятельно ходить, удерживая его за ручку, предложите ему попинать мячик. Разложите по полу в комнате самые разные мячи или небольшие мягкие игрушки и поставьте в центре комнаты пустую коробку или корзину, попросите кроху собрать все предметы. Покажите ему как можно их в нее забрасывать, находясь от нее на расстоянии. Подбадривайте детку по ходу игры, хлопайте в ладоши и хвалите каждый раз, как ему удалось сразу попасть игрушкой в контейнер.
- Еще одно упражнение для развития мускулатуры пальчиков: дайте крохе в ручку карандаш (хорошо, если будет короткий, толстый и трехгранный, так как малыши в этом возрасте держать предметы всей ладошкой) или мелок, и предложите ему порисовать по бумаге. Поскольку в этом возрасте ваша детка еще все тянет в рот, следите внимательно за тем, чтобы он не начал грызть принадлежности для рисования.
- Если ваша детка не ходит сам, расположите для него на невысоком журнальном столике или табурете игрушки или необычные предметы, пусть он, переступая вокруг опоры, тянется за ними, складывает их в подготовленную вами коробку и высыпает потом все ее содержимое снова на стол.
- Для стимулирования и развития навыков ходьбы и координации движений организуйте для малыша на полу в комнате полосу препятствий: узкую дорожку из шарфа по которой нужно пройти; невысокую преграду из кубиков, которую нужно перешагнуть; туннель из двух стульев под которыми нужно проползти; а также положите в качестве препятствия большую объемную мягкую игрушку или гору из подушек, на которую нужно забраться.
- Выполните с ним упражнение «велосипед», когда малыш лежит на спинке, а вы поочередно поджимаете его ножки к животику, имитируя движения при езде на велосипеде, а также упражнение на «топания», когда при его согнутых в коленках ножках, его стопочками топаете по столу. Такая разминка для ножек хорошо подготавливает малыша к ходьбе, которая потребует от него умения выполнять поступательные действия.
- Если у вас в доме есть большой гимнастический мяч с рожками, расположите между ними кроху в положении на животике и катайте его на нем вперед и назад, следите чтобы ручки ребенка лежали на мяче перед ним. Когда вы наклоняете мяч на 90◦ вперед, малыш будет доставать ладошками пол, а при движениях назад, он будет вставать на стопки. Это упражнение хорошо тренирует у него парашютный рефлекс (защитное выпрямление рук), который ему нужен, когда он только начинает ходить самостоятельно и учится балансировать.