В 60-е годы прошлого века два советских прогрессивных педагога-психолога Эльконин Д. Б. и Давыдов В. В. разработали экспериментальную образовательную методику для общеобразовательных школ. Получив успешный старт в одной из школ Российской Академии образования, данная методика впоследствии была принята во многих других отечественных гимназиях и общеобразовательных школах.
Основной принцип организации учебного процесса по методике Эльконина и Давыдова – использование на уроках дискуссионного обсуждения проблемных задач в группах. Такая форма работы является базовой формой преподавания. Дискутируя, дети не только учатся доказывать свою точку зрения, но и учатся слушать оппонентов, мыслить серьезно и по-взрослому.
Учащиеся изучают научные понятия, моделируют ситуации и кодируют их при помощи схем, букв и цифр. Они обсуждают пути решения той или иной задачи, при этом во время обсуждения подключают логическое мышление для аргументации своего мнения. Основной объем учебного материала ученики отрабатывают в ходе урока, поэтому объем домашних заданий для учеников минимизирован.
В отличие от программы начальных классов обычных общеобразовательных школ, рассчитанной по продолжительности на три года, по методике Эльконина и Давыдова программа растягивается на четыре. По каждому предмету учащиеся погружаются в объемную систему учебных задач с повышенным уровнем сложности.
Практическая работа и факультативное изучение предмета превалирует над изучением теоретического материала. Педагог получает возможность контролировать учебный процесс по темпу и подбирать задания в соответствии с общей картиной успеваемости в классе. Учебный материал по методике Эльконина и Давыдова по разным предметам имеет идентичную и фактически одинаковую структуру организации и похожий стиль подачи.
В начальных классах школы учитель активно использует такие методы работы, как моделирование и инсценирование ситуаций, а также ролевые игры. С самых первых классов школы, дети, которые учатся по методике Эльконина и Давыдова учатся творчески подходить к решению задач, анализировать информацию и выделять главную мысль, устанавливать связи между объектами и явлениями. Основной задачей обучения по Эльконину и Давыдову является закладка у школьников начальных классов школы первичных представлений об окружающем мире, базовых законов по которым в нем все организовано и основ научного мышления.